Всем привет! Я iOS разработчик и расскажу вам про то, как реализовывал идею таймера и секундомера по хлопку Clappy (можно запускать и останавливать хлопком, щелчком, цоканьем языком или любым резким звуком).
Идея и прототип. А почему бы и нет?!
История Clappy началась года два назад, когда стал заниматься йогой. Начинающему “йогу” довольно легко “пересидеть” или “перестоять” в асанах и на первых же занятиях нам рекомендовали пользоваться таймером или заниматься по часам. Отлично! Только вот как? Многие асаны делаются на полном расслаблении, внутреннем внимании и часто с закрытыми глазами. Понятно, что тут не до часов.
Таймер – это выход, но запускать его как минимум неудобно в стоячих (например, Уттхита Триконасана или Врикшасана) или более сложных позах (например, поза на голове Саламба Сиршасана, на руках Аштавакрасана).
И тут пришла в голову мысль: “а зачем мучиться?!” Неужели нельзя запускать таймер с помощью хлопка или, например, щёлкнув языком? Прошерстил эту тему и понял, что подобных решений нет. Задание себе было довольно простым: положил телефон на стол или пол, отмерил интервал, цокнул языком и либо запуск, либо пауза. Тогда сделал самый простой прототип с одним интервалом и стал заниматься по нему…
Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Это бесплатно. Прочитайте правила.
Первая версия. Столько всего хочется сделать
Итак, прошло два года, посмотрел на рынок снова и понял, что время идёт, а вот подобного никто так и не сделал. Тут как раз появилось немного свободного времени, чтобы заняться этим проектом более менее подробно.
Решил попробовать сделать Clappy до последнего “винтика” своими руками. Ведь это так интересно самому придумать дизайн и иконку, эффекты, вывести это на рынок и как-то продавать.
Условно, первый месяц потратил на придумывание названия компании “света” и организационные вопросы. Второй на не менее “светлый” логотип компании. Это довольно смешно, так как в итоге открыл ИП 🙂 Но логотипчик-то остался.
Параллельно сел за дизайн приложения и прототип в новом оформлении. Пришлось не без ругательств научиться Sketch и Origami. Они очень удобные (прямо радость за современных дизайнеров), но любым инструментом надо овладеть.
Не знаю почему, но возникло желание придумать какой-то интересный эффект для анимации запущенного таймера. И тут оказалось, что в Origami вполне себе удобно можно попробовать различные фильтры изображений, привязать эти инструменты к жестам или ко времени. Более того, эти фильтры Core Image Filter представлены в фреймворке CoreImage, который является частью iOS SDK, поэтому их можно быстро перенести в код, почти целиком основываясь на подобранных параметрах в Origami. На тот момент я не сильно задавался вопросом, зачем в таймере, который лежит на столе, вообще нужна анимация, а просто загорелся конкретным техническим вызовом. Срезонировало что-то внутри программиста 🙂 В итоге подобрал эффект “дыхание” (по крайней мере, я его так называю).
Первая версия включала в себя только интервальный таймер с одним интервалом.
Дальше решил “выпендриться” и сделать изменение времени с помощью жестов. Это решение стоило впоследствии многих часов доработок, но тогда хотелось создать что-то уникальное и симпатичное, поэтому трудозатратами пренебрёг.
Экраны “приветствия” и интерактивного онбординга тоже съели прилично времени.
Во-первых, приложению, чтобы просто работать правильно, нужно две вещи от пользователя: микрофон и уведомления (сообщить, когда время вышло, если приложение было скрыто). Для этого надо как-то объяснить, что ты с этим собираешься делать. И вообще, что “происходит”. Ведь одна из типичных проблем таких продуктов, что у людей нет ещё такой потребности, они не идут в магазин, не идут в поиск и не ищут “хлоп таймер”. Они даже не ищут “таймер для йоги”, так как навалом обычных таймеров. Поэтому им надо объяснить, что это удобно и как работает.
Во-вторых, была идея реализовать интерактивный онбординг из нескольких шагов: “проведите по экрану, чтобы изменить время”, “настройте чувствительность микрофона”, “хлопните, чтобы начать”, “хлопните, чтобы остановить”. Ещё одна идея, которая далась трудом, а по факту привела к тому, что только 60-70% пользователей “доживало” до окончания обучалки (по 5-10% отваливалось поэтапно).
Немного забегая вперёд: сейчас весь “интерактивный онбординг” уместился в одну надпись “Хлопните, чтобы начать или Проведите по экрану, чтобы изменить время”. Была мысль сделать кнопку “Пропустить”, но тогда был зол сам на себя и поэтому выпилил интерактивный онбординг целиком 🙂 Конверсия приветствия и онбординга теперь 90-95%.
Дальше предстояло придумать какую-то иконку. Показалось, что самым наглядным и релевантным к продукту подходом будет изобразить на иконке хлопок или ладошки и часы или таймер в каком-то виде. Тогда родилась такая иконка.
Конечно, так себе, но у меня на все эксперименты выставлен лимит времени (только так можно не утонуть в конкретике и деталях), поэтому остановился на этом варианте с желанием вернуться потом. После этого она прошла целую серию перерождений и теперь иконка совершенно другая.
Добавил аналитику, приправил кнопкой “Ваше мнение” и выпустил на свободу побегать и подышать. На этом этапе пришлось освоить новую тему и прочитать много статей про ASO (подбор названия и ключевых слов, чтобы быть как-то заметным в поиске AppStore). Ведь хочется, чтобы приложение качали и появлялась информация, куда двигаться дальше.
Скриншоты, привет! Пришлось посидеть и наладить автоматизированную сборку, обрамление и отгрузку локализованных скриншотов в iTunes Connect (консоль управления своими приложениями). Сделал с помощью инструментов fastlane: screenshot, frameit и deliver.
Cкриншоты первых версий выглядели так (сейчас получше).
Ура – первая версия в AppStore! Поделился новостью среди разработчиков и получил положительный фидбек. Ещё написало несколько незнакомых пользователей, что это удобно, поэтому сел работать над следующей версией.
Следующие шаги. А будут ли покупать?
Дальше запланировал несколько вещей. Чтобы Clappy был полезен максимально, решил сделать режим Мультитаймера, в котором пользователь смог бы составить себе программу занятий из цепочки таймеров. Например, 3 минуты Пашчимоттанасана, дальше Вирасана 1 минуту и тд. В конце Шавасана на 15 минут.
Ещё решил включить в новую версию секундомер и, как оказалось, не зря, так как есть теперь те, кто тренирует задержку дыхания в ванной с Clappy 🙂 Добавил режим “Без микрофона” и режим “Непрерывной тренировки” (сразу новый старт, а не пауза).
Решения в плане интерфейса были нердовскими (из-за лимитов времени): просто шлёпнул 6 новых кнопок на основной экран, ожидая, что кто-то захочет при желании это разобрать (хотя нашлись такие люди, кто методично попробовал все кнопки).
Затем пришлось вернуться к выставлению таймера, так как пользователи жаловались, что не получается точно выставить время. Очень смешно сделать таймер, в котором не работает основная функция 🙂
Проблема в том, что время было линейно привязано к позиции пальца при перемещении. А ограничение в 15 минут, то есть 900 секунд на экран, поэтому чтобы выставить секунды, надо было быть очень-очень терпеливым и осторожно вести палец по экрану.
Сейчас ограничение 59 минут и 59 секунд на один таймер, а минуты и секунды настраиваются отдельно и отмерить время намного проще.
Пришло время подумать о монетизации приложения. Вначале сделал платным режим Мультитаймера, так как посчитал его самым удобным и потому желанным способом тренировки. Тут я довольно сильно промахнулся, что логично, так как никакой статистики использования этого режима ещё не было. Когда пользователь нажимал на кнопку Мультитаймера, выводился стандартный алерт, в котором было расписано, как всё прекрасно и удобно, и предложение купить. Провал 🙂
В следующей версии уже давал попробовать режим Мультитаймера на несколько дней. Когда пользователь нажимал на кнопку с режимом, то он сразу активировался и выводился тот же алерт, но только с пояснением, что идёт пробный период режима Мультитаймера. Не сильно помогло. Тут задумался и стало понятно, что так ничего не выйдет. Сейчас сделал период Триала на 14 дней с возможностью всё попробовать. Это не конечное решение, но оно намного лучше работает, чем предыдущие. Правда, уже в голове несколько идей, как дать пользователям продолжить использование по окончанию Триала, но в сильно ограниченном функционале.
Продолжение следует…
Спасибо вам, что дочитали до конца. Спасибо редакции iPhones.ru, что позволили выйти со статьёй.
Устанавливайте и пользуйтесь Clappy, подписывайтесь на страницу Clappy Timer в Facebook. В дни публикации сделал скидку и сейчас Clappy стоит всего 75 рублей, но вы можете всё попробовать перед тем, как купить.
И поделитесь этой статьёй, если вам понравилось и хотите продолжения. Тогда, возможно, редакция iPhones.ru разрешит мне выйти со второй частью 🙂
А в ней я смогу рассказать:
– Как добавил по просьбе пользователей кнопки управления таймером и что случилось с показателями. Даёшь больше хлопков!
– Как поменял несколько раз иконки и скриншоты и к каким выводам пришёл. Лучше не всегда лучше
– Какие возможности скрыты в аналитике iTunes Connect
– Clappy 2.0. Дальнейшие идеи и шаги. Прорабатываем возврат, виральность, монетизацию и конверсию в отзывы
– Как бывает забавно, оказаться одним приложением по популярному, но не релевантному запросу 🙂 Почему ASO надо заниматься постоянно
– Какие есть отличные бесплатные инструменты и возможности по ASO
– И самый большой разрешенный ASO хак по моему мнению
iPhone + iPad: Freemium [Скачать в App Store], 2 недели бесплатно, потом 75 руб. за полную версию
Источник: