Федеральная антимонопольная служба продолжает борьбу за честную конкуренцию и установление «правильных» цен на российском рынке. Ведомство подготовило проект закона, который должен исключить возможность контроля цен интернет-магазинами и вендорами.
В предложенном ФАС законопроекте предложено ужесточить контроль за конкуренцией в условиях «цифрового рынка». В частности, представители антимонопольной службы предлагают ввести в сразу два понятия: «ценовой алгоритм» и «сетевой эффект».
Под «ценовым алгоритмом» подразумевается комплексный набор ПО, позволяющего контролировать и мониторить изменения цен в российских магазинах.
В реальности практически каждый ритейлер без исключения ежедневно мониторит цены на аналогичную продукцию у своих конкурентов. И если раньше этим занимались люди, то сейчас рутинную задачу по парсингу цен на себя взяли компьютерные программы.
Так вот, ФАС боится того, что магазины начнут обмениваться данными из таких программ-парсеров и использовать единый ценовой алгоритм для искусственного контроля цен на рынке. А ведь подобный сговор нарушает принципы здравой конкуренции и позволяет незаконно координировать экономическую деятельность.
Ритейлеры на такое заявление лишь разводят руками.
Программы для сбора цен нужны лишь для автоматизации. Это современный инструмент изучения рынка, позволяющий существенно сократить численность персонала.
Как управлять ценами, используя парсинговые программы, я вообще не представляю. У конкурентов никогда не было, нет и не будет доступа к программам друг-друга, а полученные данные никуда не передаются.
Представитель одного из вендоров
Но по мнению ФАС использование подобного ПО для мониторинга, расчета и контроля цен повышает ответственность компаний. В случае принятия предложенных ФАС поправок к закону, под подозрением в нарушении законодательства о конкуренции окажутся практически все российские интернет-магазины.
Принятый закон развязывает руки ФАС. Так, ведомство может в одночасье полностью запретить оборот товаров компании, либо разрешить использовать в России интеллектуальную собственность зарубежных компаний без их согласия.
В случае с «сетевым эффектом» ФАС вправе признать компанию, занимающую даже менее 35% рынка, доминирующей. Получается, по мнению представителей ведомства, чем популярнее ритейлер и чем большее количество пользователей доверяют ему, тем более нечестную игру он ведет на рынке?
Действующее законодательство не позволяет каким-либо образом влиять на злоупотребление доминирующим положением брендов.
Apple, Google, Microsoft, Uber, Alibaba, Яндекс – на вопрос доминирующего положения все эти компании сейчас могут ответить просто: «Мы пользуемся спросом – это нормально». И ФАС с этим ничего не может сделать. Пока.
Хорошо это или плохо нам, как потребителям, судить сложно. При столь категоричном настрое ФАС, если ведомству лишь покажется, что Apple и ритейлеры стали «обмениваться ценовым опытом», мы рискуем проснуться в стране, в которой больше не продается продукция этого бренда. [Коммерсант]
Источник: