Как в Китае следят за всеми жителями. Большой брат отдыхает

Джордж Оруэлл написал роман про тотальную слежку полвека назад. В 2018-м году книга актуальна как никогда. Например, в Китае. Причем реальность даже страшнее книги.

Наблюдение за гражданами, поощрения за хорошее поведение и наказания за плохое – Пекина. В городе уже внедряют сеть, которая будет следить за каждым шагом.

Страшно? Готовьтесь, это только начало.

Как компьютер определяет судьбу граждан Китая

Население Китая – 1,4 млрд человек. Из них 22 млн живет в Пекине. Через три года здесь развернут глобальную систему видеонаблюдения и распознавания лиц.

Все, что делает китаец, фиксируется камерами с распознаванием лиц и десятками баз данных. Затем это оценивает алгоритм: за хорошее начисляют баллы, за плохое – снимают.

Люди с высокими результатами будут жить хорошо, а тем, кто уйдёт в минус, не поздоровится. Могут запретить занимать определенные должности, не продать билеты на поезд или на самолет.

В начале 2018 года персональную систему баллов развернули в . По данным на конец мая, гражданам, у которых личный счет ушел в минус, более 11 млн раз отказали в билетах на самолет и 4 млн раз – на скоростные поезда.

Что влияет на ваш «социальный балл» в Китае?

Всё как в новейших компьютерных играх: любое действие влияет на исход игры. Баллы начисляют за «про-социальное поведение»: донорство крови, волонтерскую работу. Снимают очки за уклонение от налогов, нарушение ПДД и другие преступления.

Покупка большого количества алкоголя – гарантированный минус. Конфликты в публичных местах, оскорбления, неподобающее поведение на публике – тоже. В последнее время социальный балл начали снижать даже за «чрезмерное» увлечение мобильными и компьютерными играми.

При этом, например, покупка детских подгузников будет свидетельствовать о том, что вы – ответственный родитель. И добавит баллов.

У друзей и родственников высокий социальный рейтинг? Получите дополнительные баллы. Ваш новый парень – отброс общества? Вы лишитесь очков.

Некоторые девушки в Китае уже выбирают партнеров по их социальному баллу.

Это не все. Ребенок наследует социальные баллы своих родителей! Кто-то получит хороший старт, а кому-то придётся подниматься вверх самостоятельно.

Читайте также  Windows Mobile мертва. Теперь официально

Боретесь против режима, критикуете партию и правительство, выступаете против системы баллов? Идите в минус. Вам не только не продадут билеты, но и удалят ваши профили в соцсетях, возможно, посадят под домашний арест. Минус по политическим мотивам – тоталитарный институт врагов народа в цифровом виде.

Пример приложения для китайцев, показывающего текущий личный социальный рейтинг и историю его изменения. Также выводятся советы по его повышению.

Сейчас каждый житель может заработать до 800-900 очков, это максимум. Рейтинг можно посмотреть в специальном приложении, причем их несколько (как приложений, так и рейтингов) – власти пока не определились.

Система не допилена, так что часто в «черный список» попадают по ошибке. Но никого это не волнует.

Как в Китае следят за вашей машиной

Журналисты Associated Press нашли информацию о том, что в Китае ещё с 2016 года действуют особые правила для автопроизводителей.

Компании, которые продают электромобили на китайском рынке (Tesla, Volkswagen, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Nissan, Mitsubishi – всего более 200), сливают данные властям КНР. С 2016 года это стало обязательным. В списке – 61 пункт. Это детальные данные о местоположении, батарее, функциях двигателя и т.д.

Формально это забота о гражданах: власти хотят повысить уровень безопасности. Данные помогают планировать инфраструктуру и предупредить мошенничество в системе субсидирования покупок электромобилей.

Но эксперты бьют тревогу. Данных собирается больше, чем заявлен, и они передаются прямо в системы мониторинга, которые контролирует государство. Покупателям автомобилей, естественно, никто ничего об этом не говорит.

Источник утверждает, что политику наблюдения за гражданами лоббирует лично китайский президент Си Цзиньпин.

Данные передают в режиме реального времени, чтобы Компартия КНР не сомневалась в стабильности страны. Те же электрокары не сливают данные в других странах.

Автопроизводители должны остановиться, но это значит отказаться от огромного рынка. И пока они голосуют за деньги.

Куда собираются данные с автомобилей в Китае?

Так выглядит карта передвижений автомобилей, обновляемая в реальном времени. Каждый квадрат – это чья-то машина.

Огромное серое здание в центре Цзядина – . На экранах во всю стену – карта с кучей точек, каждая из них – автомобиль, который движется по дорогам Шанхая. Данные обновляются в режиме реального времени.

Если нажать на одну из точек, на экране появится окно с номером автомобиля, данными о производителе и модели, пробеге и уровне заряда.

Читайте также  ВИДЕО Камера Orah 4i может вести трансляцию 360-градусного видео

из 222 тыс. электромобилей Шанхая есть на карте, и это преимущественно частный пассажирский транспорт. Уже собраны сведения как минимум о 7,6 млрд километров истории управления авто.

Одна из немногочисленных фотографий центра управления слежения за ТС в Китае.

Данные также передаются мониторинговый центр Национального альянса больших данных о транспортных средствах на новых источниках энергии. Альянс собирает информацию об 1,1 млн электромобилей по всей стране.

Граждан, водящих обычные авто, в условно-обязательном порядке сподвигают установить в авто GPS-маяки. А Министерство общественной безопасности внедряет радиочастотные чипы, которые клеятся на лобовом стекле. Они позволяют идентифицировать машины, когда те проезжают мимо устройств для чтения на дорогах.

Но в систему встроен брандмауэр конфиденциальности. Центр мониторинга знает уникальный идентификационный номер каждого автомобиля, но чтобы связать этот номер с личными данными владельца автомобиля, он должен сделать запрос автопроизводителю.

Правоохранительные органы Китая затем могут самостоятельно связать идентификационный номер авто с личной информацией о владельце автомобиля.

На самом деле авто из США, Европы и Японии также передают информацию о местоположении автопроизводителям. Это помогает подсказать ближайшую СТО, заправку и т. д. Но правительственные или правоохранительные органы могут свободно получить доступ к информации для уголовного расследования. В США для такого требуется постановление суда.

Кто помогает Китаю следить за гражданами?

Один из главных драйверов китайской слежки за гражданами – компания SenseTime. Она помогает строить сети видеонаблюдения с распознаванием лиц и других объектов. Один из в секторе искусственного интеллекта и машинного обучения создает ПО, которое маркирует каждого человека и через камеры распознает марки и модели автомобилей, бренды одежды, возраст, пол и т.п.

Работает это так: панель возле выхода выглядит как зеркало, но включает встроенную камеру. Она анализирует лицо, одежду, определяет возраст и, к примеру, рассчитывает индекс вашей привлекательности. К слову, когда вы улыбаетесь, индекс значительно выше. Камеры установлены и в общественных местах.

Реальный пример работы технологии SenseTime: полная информация о каждом прохожем, включая вещи на нем, маршруты и многое другое.

В системе каждый человек и другие объекты отображаются разным цветом. Рядом показывается текстовая расшифровка содержимого каждого цветного блока, к примеру, типы одежды человека, марка, модель и скорость автомобиля.

SenseTime сотрудничает с ведущими производителями смартфонов. И создает программы SenseTotem и SenseFace для распознавания сцен возможных преступлений и портретов потенциальных подозреваемых. В общем, софт для ваших телефонов и системы для слежки за гражданами КНР пишет одна и та же компания.

Читайте также  15 зачетных штук с AliExpress для вашего автомобиля

Слежку также серьёзно упростили приложения вроде ультра-важного для Китая мессенджера и системы платежей . Аккаунты здесь привязаны к номерам мобильных телефонов, а те, в свою очередь, связаны с государственными идентификаторами.

Что изменится в системе слежки Китая в 2021 году?

Пример работы системы массового распознавания лиц от одной из китайских компаний.

Скоро системы развернут не только в Пекине и Гуанчжоу, но и в других городах Китая. Их свяжут в единую сеть, чтобы следить за всеми постоянно. Распознавание лиц вкупе с отсутствием анонимности в сети за «великим китайским файрволлом» позволит быстро найти и наказать любого гражданина страны.

Данные будут сливать и компании или ведомства: предложение, от которого нельзя отказаться, сделали , бизнес-регуляторам и транзитным органам. Единая база позволит знать всё о действиях каждого гражданина. Интересно, какое наказание последует за отказ размещать камеры у себя дома – вечный минус и запрет на всё?

Как граждане Китая относятся к слежке за собой?

По всему Китаю работает 200 млн камер слежения. И многие жители страны считают, что это на благо народа: только там можно управления страной с самым большим населением на планете. Часто от китайцев можно слышать, что всё ОК, ведь им нечего скрывать. Личной приватностью можно пожертвовать ради общей безопасности.

Что в итоге? Люди с высоким социальным рейтингом получают скидки и широкие возможности. С низким – попадают в черные списки и лишаются благ.

Извините, но мы не следим за вами. – Yota ?

Многие жители страны сознательно начинают участвовать в гонке за баллы. Ещё бы, кто не хочет снизить ставку по кредиту, получить скидку на авиабилеты, VIP-обслуживание в аэропортах, возможность устроить детей в лучшие вузы, уменьшить налоговую нагрузку?

Понимаю, все это может казаться выдумкой или эпизодом «Черного зеркала» (именно такой уже был, если что). Но для сотен миллионов китайцев это реальность. Остается один вопрос: когда что-то подобное придет на Запад и в Россию?

Источник: iphones.ru

ITC infotech
Добавить комментарий