В Великом Китайском Треугольнике рождаются продукты, меняющие современный интернет и бизнес-модели онлайн-сервисов во всем мире. Россияне зачастую не видят (или не хотят видеть) то, что происходит в Поднебесной. Нам больше интересна Кремниевая долина, чем далекий из-за разницы менталитетов Китай. Казус в том, что гиганты Silicon Valley пытаются повторить успехи китайских коллег. Пока что тщетно.
Великий Китайский Треугольник (Tencent, Alibaba и Baidu) и окружающая его империя
Например, анонсированная Facebook рекламная B2C-платформа для мгновенной покупки товаров один в один слизана с WeChat [fb].
Цукерберг хочет монетизировать Messenger разными путями, но пока что его заработок равен нулю (2015 год). WhatsApp принес в копилку всего 49 млн. [te]
Китайский же мессенджер WeChat заработал в прошлом году 1.8 миллиардов долларов. И точка.
Хотя мессенджером назвать его уже язык не поворачивается.
Типичный день китайской семьи
4-летний озорной Ю Хуэй живет с родителями в Шанхае. Мальчик – пример того, что маркетологи называют digital native (родившийся в цифровом обществе). Год назад он стал общаться со своими родителями через WeChat. Так как Ю Хуэй еще слишком молод, чтобы носить с собой смартфон, то общение происходит через мохнатую игрушку Mon Mon, которая подключена к WeChat. Под пушистым оперением скрывается микрофон, а в живот встроен диод для уведомлений о входящих сообщениях. Ю Хуэй не умеет читать, поэтому игрушка озвучивает послания родителей, а малыш в ответ наговаривает свои.
Mon Mon – любимая игрушка маленьких китайцев
Через «облако» WeChat семья дружит, а Mon Mon помогает родителям быть на связи с сыном. Если малышу скучно, мама отправляет чаду песенку. Вероятно, Amazon Echo и Google Home, появились не просто так, а на волне успеха китайских аналогов.
Интернет пришел в Китай с большим опозданием и привычная нам электронная почта в стране не столь популярна, как на Западе. Мама Ю Хуэя в рабочей переписке пользуется исключительно WeChat, а знакомства в оффлайне заводит не по визиткам, а QR-коду с экрана телефона. Отец мальчика не носит с собой наличность. Зачем? Ведь через WeChat он вызывает такси, оплачивает коммунальные услуги, делит счет в ресторане с друзьями. Там же происходит запись к доктору, покупка билетов в театр.
В Китае половина онлайн-покупок осуществляется со смартфонов (в США – лишь треть).
WeChat – это альтернативная Вселенная для китайцев. Взаимодействие с окружающим миром происходит через данный мессенджер. И это не дает Цукербергу и Кремниевым магнатам покоя. Когда китаец выезжает за пределы страны, где нет привычных сервисов, он чувствует себя в прошлом.
Среднестатистический китаец запускает приложение больше 10 раз в день! WeChat предлагает все для общения. Например, если направить смартфон на телевизор, то утилита распознает передачу в эфире и покажет людей поблизости, кто смотрит то же самое. Зрители объединяется в чаты и знакомятся на почве интересов. Вот бы у нас так во время шоу «Давай поженимся»… – эх, была бы лафа!
В одно новогоднее выступление китайская компания разыгрывала миллион долларов, если на определенной реплике ведущего потрясти телефоном перед экраном ТВ. В тот вечер китайцы трясли смартфонами 11 млрд раз, а на пик приходилось 800 млн потряхиваний. Прямой контакт с аудиторией, живое море статистики, возрастных и гендерных предпочтений, истории заказов – мечта всех рекламодателей и Цукерберга, само собой.
Деньги и китайцы
Местные жители осторожны с вводом персональных платежных данных и не доверяют посторонним сервисам. Их можно понять: множество ноунейм смартфонов с минимальной защитой (а китаец имеет несколько телефонов одновременно) дает волю троянам, вирусам и хакерским атакам.
В Китае есть традиция отправлять деньги близким людям в красном конверте. В 2014 году компания Tencent запустила акцию «Красный конверт», переведя физическое дарение средств из оффлайна в безналичный онлайн на новогодние праздники. Взрыв произошел, когда появились группы для обмена деньгами. Например, 30 человек отсылают в паблик по $20, а программа случайным образом распределяет их по участникам. Казино? Что вы, никаких одноруких бандитов и покера! В тот новый год китайцы отправили около 32 млрд долларов через платежную систему вичата. Произошла смена парадигмы, вичату поверили и доверили.
Половину прибыли Tencent получает через онлайн-игры и онлайн-торговлю в приложении. 10 млн магазинов уже завели в WeChat официальные аккаунты. Больше магазинов – больше выбор – больше пользователей – больше оборот – учащенное сердцебиение Цукерберга.
Западные люди привыкли пользоваться десятком приложений. Китайцы предпочитают иметь все-в-одном. Успех Tencent в том, что компания решает проблемы пользователей, открывая жителям Поднебесной новые возможности. Я вот не знаю, какую возможность открыл мне за последние два года Фейсбук? Может быть, все только начинается…
Источник: