Халява не бывает вечной. Как безлимитный интернет за копейки, так и такси за мелочь – преходящее явление, которое я советую вам запомнить.
Вместо двух демпингующих конкурентов на глобальном рынке такси остался один. И теперь он может сделать ход конём, исправив последствия ценовой войны. Вопрос в цене – и в тех, КТО её заплатит.
В чём основная проблема массовых такси
В последние полтора года наездил на такси больше, чем за всю остальную жизнь. И каждый второй водитель хотел пожаловаться. Негатива много, но чаще всего –
- очень низкие тарифы, которые не окупают бензин и вынуждают ездить с раннего утра до поздней ночи;
- ещё тяжёлая амортизация, с которой «сливаешь» доход на поддержание нормального состояния машины.
Пропорционально жалобам водителей в России стремительно снижалась стоимость поездки на такси. Причём лавинообразно.
Приходя в регионы, Яндекс быстро «накачивал» поток заказов, привлекая водителей с хорошими авто гарантией занятости и стабильностью зарплаты. А затем обрушал цену, как только приходил Uber. Например, в Воронеже у Яндекса была посадка за 99 руб., но затем упала до 49 рублей после анонса запуска Uber. В других регионах аналогично.
На фоне этой конкуренции и демпинга региональные такси сталкивались с оттоком водителей с хорошими автомобилями и были вынуждены снижать стандарты качества обслуживания, привлекать кого угодно. Где раньше были «Камри», там остались «девятки» и аварийные «нексии».
В итоге гонка между крупными сервисами – Яндекс.Такси, Uber – довела рынок до копеечных тарифов и выжала из водителей все соки. Цены понижать особо некуда, а повышать уже нельзя: тогда народ побежит к конкуренту.
Теперь этому теоретически пришёл конец.
Почему Uber и Яндекс перестали быть конкурентами
Моё сугубо профанское мнение – Uber понял, что не победит Яндекс, и решил выйти с профитом так же, как сделал в Китае.
Если подумать, конкурировать дальше было особо некуда. Фичами точно – всё, что внедрял Яндекс, спешил перенять Uber – и наоборот. Из недавних примеров помню фиксированную стоимость поездок и обозначение точек посадки пассажира.
Нет, при одинаковых равных борьба между сервисами шла в плоскости влияния.
Что есть у Яндекса? От самого популярного навигатора в стране и онлайн-карт до огромных массивов bigdata с других фирменных сервисов, позволяющих внедрять сложнейшие алгоритмы оптимизации расходов.
Что мог противопоставить Uber? Шарм западного бренда, опыт взрывного лобби от топовых международных профи и смелость в запуске акций/сторонних сервисов.
Всё это не впечатляет на фоне макро-преимуществ Яндекса. В долгосрочной гонке у Uber не было шансов стать первым, а быть вторым, вероятно, оказалось слишком дорого.
Теперь они вместе, подробности читайте тут. Бизнес-перспективы интересные, озвучено направление развития райд-шеринга. То есть идут к модели западного сервиса , где одной машиной с водителем одновременно пользуются несколько пассажиров.
Но пока этого нет, встаёт вопрос: что будет с ценами на привычное такси в России?
Ход за Яндексом: нагибать или помочь?
Последние 2 года что Яндекс, что Убер вливали тонны денег ради прихода в регионы России, а затем понижали стоимость поездок оптимизацией алгоритмов, акциями и банальным демпингом. Цель – рост заказов, статистики, достижения красивых числовых показателей на плечах водителей. Часть поездок вообще субсидировалась.
Теперь, будучи без малого монополистом на рынке онлайн-такси, новая компания Яндекса (и никак иначе при владением >50% контрольного пакета) может восстановить «справедливость» за одну ночь.
Достаточно лишь расчёта стоимости в обоих сервисах. То есть банально повысить цены.
При сохранении старых условий (зависит от суммы, от 0% до 25% стоимости заказа уходит Яндексу), водители начнут получать больше, перестанут возить народ на износ. В теории это повысит качество услуг и вернёт более-менее справедливый расчёт – а заодно сделает твои поездки чуть приятнее. Злой бедный водитель хуже сытого и довольного.
Вот только , вроде меня, это совсем не понравится. Тут нет никакого облегчения или оправдания кроме надежды, что машины станут чище, а водилы – адекватнее.
Совместная работа Uber и Яндекс.Такси на данный момент не даёт ничего действительно полезного для пассажира, разве что теперь Uber в других странах можно заказывать через приложение Яндекса. Да и сложно представить какой-либо другой дополнительный профит.
Но тебе деваться? Автопарк других онлайн-такси существенно меньше, функциональность приложений часто слабее. Ещё привычку никто не отменял.
Как по мне, вопрос в том, пойдёт ли Яндекс на повышение тарифов у себя и в Убере. Моё мнение – . На закате дня это бизнес, и после таких обильных вливаний высок соблазн отбить затраты.
Ну а водителей порадуют по остаточному принципу.
Поэтому не удивляйтесь, если через месяц-другой ваш обычный маршрут внезапно подорожает в полтора-два раза. А мы рядом с безлимитным мобильным интернетом запишем ещё одну жертву руин конкуренции – такси.
P.S. Руководитель Яндекс.Такси заявил, что цены в обоих приложениях останутся прежними. Вот только доказать это с учётом сложности алгоритмов будет крайне сложно.
Источник: