Новость о «русском Халке», дроне SKYF казанского ОКБ «Авиарешения», наделала немало шума в мировых СМИ. Британское издание Daily Mail рассказало о русском беспилотнике, который способен переносить до груза и находиться в воздухе до .
Но SKYF – далеко не единственный беспилотник российского производства. Так, только на вооружении армии РФ состоит более 2 000 дронов, которыми управляют специалисты 36 особых подразделений. В этой статье мы собрали самых интересных «птичек», у которых наверняка большое будущее.
Тот самый «русский халк» SKYF
SKYF – универсальная авиагрузовая платформа. Разработчики подчёркивают, что не пытались сделать «модную игрушку», а отталкивались от потребностей рынка.
Дрон на каркасе из авиационного алюминиевого сплава взлетает и садится вертикально. Его назначение – доставка грузов в труднодоступные места, то есть туда, куда машиной доехать сложно. Он может участвовать в сельхозработах и даже эвакуировать людей с гор или перекрытой дороги. Вот бы на таком на работу летать!
Дрон развивает скорость до и может преодолеть до с грузом массой . Понятно, что если груз будет больше, то путь сократится. Сам дрон весит (без учёта массы топлива).
Работает дрон не от энергии в аккумуляторе, а на 95-м бензине – бака хватает примерно на полёта. Энергия двигателя передаётся напрямую на подъёмные и управляющие винты без дорогостоящей электрической схемы.
Конечно, что под ёлку такой «подарочек» не положишь. Размеры дрона – .
«Форпост» на основе Searcher Mk II и «Застава» на базе Bird Eye 400
В апреле 2009 года Минобороны РФ закупило два израильских тактических беспилотника Searcher Mk II израильской компании IAI. Стоимость каждого – 6 млн долларов.
Машины хорошо себя показали, и вскоре страны подписали контракт на 300 млн долларов (по другим данным – 400 млн) на сборку таких БПЛА на АО «Уральский завод гражданской авиации» из израильских деталей.
Российский вариант получил название «Форпост». В контракт включили и сборку мини-беспилотников «Застава» на базе Bird Eye 400.
Каждый «Форпост» стоит около , «Застава» – . Характеристики «Форпоста»:
«Застава» – беспилотник, который можно перенести в двух рюкзаках. Его «фишка»: перед посадкой аппарат делает кульбит. Он переворачивается на в воздухе, чтобы не повредить электронику ударом о землю.
Работает БПЛА от электромотора и может до часа находиться в воздухе. Для запуска «Заставы» используют пружинную резиновую катапульту, для посадки есть небольшой парашют.
Оба дрона предназначены для разведки и корректировки огня артиллерии. Вооружение на них не устанавливается.
Тактический беспилотник «Орлан-10»
Модель выпускается серийно с 2013 года ООО «Специальный технологический центр». Его сила – в том, что управлять дроном можно с расстояния до .
«Орлан-10» весит и способен до находиться в воздухе. Работает он от двигателя на 95-м бензине и развивает скорость до .
Беспилотником можно управлять с пульта. Другой вариант – запрограммировать его и отправить на задание. В этом случае он преодолевает до .
БПЛА нипочём дожди и пыльные бури. Поэтому российские войска активно использую «Орланы» вместе с «Форпостами» для разведки и наведения артиллерии в Сирии, да и на Донбассе их замечали.
«Гранат-6»: почти сутки в воздухе
Новая модель компании «Ижмаш – Беспилотные системы» может непрерывно находиться в воздухе до . Масса квадрокоптера – около , нести он может до груза.
Основа «Граната-6» – бензиновый двигатель, соединённый с электрогенератором. Он питает четыре электромотора, соединённые с винтами. Дрон развивает скорость до .
«НЕЛК-В8»: беспилотник на водородных элементах
Экспериментальный беспилотник, который работает от низкотемпературных топливных элементов. Бензин заливать не нужно – вместо бака на БПЛА установлены баллон с водородом и стартовая батарея.
В батарее происходит химическая реакция, в ходе которой вырабатывается электрический ток. Система выдаёт мощности и позволяет «НЕЛК-В8» продержаться в воздухе до на баллоне водорода.
Масса «НЕЛК-8» – . Нести он может до груза.
Решение крутое – вибрации и шума меньше, поэтому оптика наводится точнее. Соответственно, дрон снимает чётче, а обнаружить его сложнее.
БПЛА может использовать даже сухие газы. И это позволит ему работать при очень низких температурах.
Бонус: одноразовый беспилотник «Глаз» КБ-1
АО «Конструкторское бюро – 1» разработало «индивидуальную систему оперативной рекогносцировки». Проще говоря, беспилотник, который можно использовать лишь один раз.
Устройство на дрон совсем не похоже: трубка длиной 30 см больше напоминает школьный пенал. Внутри – разгонный блок, система стабилизации и модуль съемки.
Беспилотник выстреливает на высоту до , а потом медленно снижается и снимает всё вокруг. Оператору он по Wi-Fi передаёт видео об области в FullHD-разрешении.
«Глаз» удобен, если нужно снять зону радиационного заражения или место активных боевых действий. Он гораздо дешевле обычных дронов, которые всё равно в таких ситуациях не выживут.
Итак, производство беспилотников в России – активно развивающаяся отрасль, в которой за место под солнцем сражаются десятки компаний. Проблема в том, что игрушек вроде DJI Phantom или Maven производители не предлагают. Поэтому знают о них лишь специалисты.
Источник: